Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фото.Любитель

  Все выпуски  

Портрет: репортажный или студийный?


 
   
 

«Фотолюбитель»

10.01.2011.
автор: фоторепортер Андрей Попов
 
 
HOME - Оглавление - Номер 104
 
  Сегодня в номере:  
 

Внимание! Охраняется авторским правом. Данная публикация в целом или ее части не могут быть перепечатаны, воспроизведены или перенесены в любой форме или при помощи любых средств, включая электронные, механические, фотокопировальные, записывающие или иные без письменного разрешения автора. Запрос на перепечатку подавать по адресу .

ЗОЛОТАЯ РАССЫЛКА
количество подписчиков
Рассылка 'Фотолюбитель Вопросы-ответы'

 
 

Основы фотожурналистики

 
 

Видео: Основы фотожурналистики. Учебный фильм. 2 часа 53 мин.

Лекция в Высшей школе экономики на факультете деловой и политической журналистики заместителя руководителя редакции визуальной информации объединенной редакции новостей «РИА Новости» Андрея Попова. г. Москва. 9 июня 2010 г. Уникальная запись. Отличный звук. Фильм хорошо иллюстрирован фотографиями.

photoreporter.ru/video/?show=20100906

 
   
 

Портрет: репортажный или студийный?

Публикуется с разрешения авторов. Оригинал статьи находится на сайте http://onlife.me/2010/12/portret-reportazhnyj-iili-studijnyj/

    Предистория

    В комментариях к заметке о Домашней фотографии у меня с моим хорошим знакомым, приятным собеседником и коллегой по цеху Сергеем Ветровым завязался очень даже продуктивный разговор, результатом которого стала договоренность написать один пост на двоих.
    Точнее говоря два поста на одну тему. Сергей предложил мне выбрать тему и заняться написанием на эту тему заметки каждому обособленно, а затем объединить их в один большой пост с двумя точками зрения.
    Мне это стало очень интересно и темой я решил выбрать опять таки портретную фотографию, но уже в совсем другом ракурсе вопроса.

    В чем специфика репортажного и студийного портрета? Что общего, что разного и все в этом духе. Тема была утверждена и мы в разное время, в разных местах и даже в разных операционных системах сели писать то, что нам кажется правильным и полезным.

    Что получилось - читайте далее…

Начну пожалуй со своих размышлений. Для начала разъясню, что я разумею под репортажным, а что под студийным портретом.

Репортажный портрет - это портретная фотография, снятая в естественной обстановке с минимальным применением постановочных элементов.

Главно уразуметь суть: репортажная - не значит сфотографированная обязательно на каком-то мероприятии, но обязательно сделанная неожиданно с естественным не поставленным положением лица и тела. Это можно сделать и в студии. Кадры такого характера можно видеть в работах фотографа Terry O’Neill .

Студийный портрет - это портретная фотография, сделанная в условиях применения постановки света, положения, мимики и других элементов.

Например, если вы на улице обращаетесь к человеку с просьбой сфотографировать его, и он Вам позирует - это студийный портрет, потому как в общем и целом такая фотография срежиссирована частично Вами (ракурс, свет, модель) , частично моделью (мимика, положение). Хорошии работы студийного портрета есть в работах фотографа Edward Steichen.

Теперь от теории к делу - хочу поделиться своими наблюдениями из практики съемки репортажного и студийного портрета. Они будут не особенно объемными, но на мой взгляд достаточно полезными и емкими.

Репортажный портрет - настоящие эмоции Репортажный портрет

Держите камеру всегда на готове и незаметно для объекта съемки наблюдайте за его мимикой, подбирая подходящий для съемки момент.

Если вы находитесь в зоне видимости объекта съемки - не ведите за ним охоту через видоискатель, иначе будет высока вероятность получить срежиссированный моделью портрет.

Находясь на значительном расстоянии и/или не опасаясь оказаться замеченным не скупитесь на кадры - иногда полезно сделать серию кадров, в которой один может оказаться выигрышным как для модели, так и для Вас.

Старайтесь фотографировать людей, когда они слушают или делают паузы между словами, если вам нужен классический статический портрет и наоборот ловите моменты с яркой мимикой, жестикуляцией и движением, если конечным результатом должен стать динамичный портрет.

По возможности не используйте вспышек и других гаджетов, которые быстро раскроют Вашу задумку, конечно если Вы нацелены на многократную съемку одного человека.

Если Вашу задумку уже раскрыли - создайте впечатление того, что Вы сделали нужный кадр и потеряли интерес к объекту. Тогда он успокоится и у Вас вновь появится шанс реализовать задуманное.

Хороший способ отвести от себя подозрения - делать вид, что фотографируете что то другое, рядом с объектом съемки. Можно например взять с собой друга и делать вид что фотографируете его, или попросить его повернуться к вам лицом, а съемку проводить из-за его спины, как из укрытия.

Несмотря на быстроту съемок, старайтесь сразу компоновать кадр правильно - где нужно оставлять свободное место, где нужно его убирать, соблюдать правило третей и цветового сочетания.

Это все, что касается репортажного портрета, идем дальше.

Студийный портрет - акцент на фотографию

Студийный портрет

Первым делом познакомьтесь с объектом, пообщайтесь с ним и выясните, что хочет видеть человек в результате - это заметно сократит расход нервов на этапе выбора лучшего кадра.

Внушите доверие объекту - только в такой атмосфере Вы сможете полноценно владеть ситуацией, хотя это актуально только для тех случаев, когда вы реализуете Ваш замысел за Ваш же счет. Если организатор и потребитель - объект, нет ничего страшного в том, чтобы дать ему возможность принимать активное участие в создании замысла.

Не торопите себя и объект - у вас есть время. Избавившись от суеты, хороший кадр получить на много проще.

Не расстраивайтесь, что с первого раза не получилось - пробуйте еще. Под другим углом, с другим светом и положением.

Постоянно держите обстановку под контролем - избегая случайности легче всего понять, благодаря чему получился именно такой кадр.

Все время совершенствуйте идею - только добавляя и изменяя можно приблизиться к чему-то по настоящему интересному.

Илья Епишкин, Москва, 13 декабря 2010 г.


Что-то пошли уже лирические отступления. Думаю самое время перейти к рассуждениям Сергея, которые я хоть и получил раньше написания своих, но намеренно не стал читать, чтобы сохранить весь замысел.

Сама тема противодействия - в духе телешоу «Культурная революция», где ради развития диалога, для придания ему остроты и привлечения к нему зрителей расщепляются на две половины очень сложные, неоднозначные и многовариативные в своих трактовках понятия, явления или идеи. Будь все однозначно, то и нечего спорить – это понятно.

Тем не менее, не сталкивая лбами Репортаж и Студию, расскажу немного о своих впечатлениях, мыслях и направлении действий при работе в специально оборудованном помещении и, так сказать, «в свободном полете».

Не думаю, что студийная работа, прямой контакт с моделью (знакомой фотографу всего лишь пять минут или уже несколько лет) будет проще и ровнее, нежели при выходе на улицы города.

Конечно, на лицо предварительный «сговор»: место, время, а порой и стилистика сеанса были оговорены заранее, все стороны предстоящего события на него согласились и ждут результатов (фотограф – пополнения портфолио, восхищенных комментариев на фото-сайтах и т.п., модель – профессиональных, красочных и сочных фотографий себя любимого или любимой и т.д.).

Но ни высококачественные студийные вспышки, ни универсальные системы раздвижных фонов и многопиксельные матрицы фотоаппаратов не гарантируют успеха предприятия.

Один из ключей к хорошим снимкам – это взаимное доверие и сотрудничество автора и модели.

Не представители двух баррикад должны встретиться в студии, а сообщники и партнеры.

И раз уж главным «режиссером» действа является все-таки фотограф, то именно от него в первую очередь должна исходить уверенность, именно ему необходимо рассеивать неудобство и стеснение стоящего в свете пилотных ламп человека, причем как в случае создания определенных эмоций, так и в случае их раскрытия в человеке.

Если для дела необходима радость и смех, если требуется прыгать и скакать в кадре, то первым должен скакать сам фотограф, подпрыгивать, принимать смешные позы и, если уж потребует замысел, даже делать стойку на голове: ну как, посудите сами, верить серьезному человеку с большим фотоаппаратом, каменным лицом и равнодушным тяжелым взглядом, призывающему Вас к проявлению радости и хорошему настроению?

      Энергия фото-мастера должна, как спичка костер, разжигать внутреннюю энергию модели.

Равно как и наоборот, невозможно вызвать человека к откровенности и выразительности взгляда, все время подкалывая, хихикая и прыгая вокруг.

Каждой задаче свой алгоритм решения, свой подход.

Универсального метода нет, точно так же как и нет необходимости в каждом сеансе извлекать на «рекамовский» или «хэнселевский» свет истинные чувства и желания человека: некоторые вещи, разумеется, лучше не показывать, особенно если речь идет о фотографии заказной.

Работая над портретом, следует ближе (и лучше заранее) познакомиться с человеком, выяснить его пожелания, почувствовать натуру, обдумать будущую тональность и стилистику съемки. Словом, внимательно вглядеться, вслушаться в собеседника и, выбирая те или иные насадки для фото-лампы, склоняясь к использованию сот или софт-бокса, учитывать полученную информацию.

В этом отношении студийная съемка позволяет выбирать различные варианты освещения, подчеркивающие, усиливающие или же, если необходимо, маскирующие какие-то особенности характера или телосложения портретируемого.

Аналогичным образом следует выбирать композиционные решения и стилистику последующей обработки изображений.

Для человека динамичного подойдет неуравновешенная, нестандартная композиция, жесткий, контрастный свет и такой же стиль обработки, для спокойного, лирического портрета – классическая организация кадрового пространства, рассеянный свет, мягкорисующая оптика и фильтры из подгруппы “Blur”.

Работая на пленере, погружаясь в репортажную фотографию, такое свободное управление световым рисунком невозможно. И все же всегда можно подыскать более выгодную точку съемки, использовать светосильную оптику, а если снимаешь не тайно, не надо стесняться и «прогибаться под изменчивый мир».

Уверенность и доброжелательность и здесь помогут переместить портретируемого на полшага в сторону, дабы он оказался под более удачным освещением или на менее хаотичном фоне.

А уж в случае, когда те, кого снимаете, непосредственно заинтересованы в результатах Вашей работы, корректировать, сдвигать и менять людей местами можно и нужно смело, решительно, не давая опомниться и возразить.

Главное, чувствовать ритм происходящего события и те моменты, когда вмешательство возможно, а когда оно будет неуместно и деструктивно.

Итак, освещение приходится использовать то, что имеется в распоряжении, но и здесь не следует забывать, что наиболее интересными являются его контрастные, эффектные варианты.

Фотографу, не связанному договорными обязательствами, снимающему по своему желанию и по своей инициативе, совсем не грех поэкспериментировать в композиционных и световых решениях портретов.

Выходя на съемку, самое простое (потому что бьет сразу и грубо) - это сосредоточиться на отражении уродства, болезни и социального негатива; гораздо сложнее (и оттого интереснее) – поймать в толпе необычные фактурные лица, уловить тонкие моменты радости или минуты задумчивости, в лице отдельно взятого случайно встреченного человека опознать настроения, мечты и горести целого поколения, в частном обнаружить общее..

И возможность встречи с этим напрямую зависит от настроения и расположения к окружающим самого фотографа. Съемка в духе папарацци (выскочил из-за угла, быстро просчелкал и убежал) – тут не самый подходящий метод.

Погружаясь в уличный репортаж, необходимо набраться терпения и доброжелательности.

Наконец, очень важно учиться распознавать патологию, видеть те случаи, когда доставать фотоаппарат просто опасно и вместо хорошего снимка можно получить, как говорится, по морде (как бы убедительно и аргументировано не рассказывали Вы о бескорыстности своих устремлений).

Даже в местах вполне себе туристических и видавших не одно поколение фотографической техники, даже снимая пейзаж, случается услышать фразу «Это частная собственность! Ее снимать нельзя!» или «А для чего это Вы мой дом фотографируете?»..

И тут уж не каждого устроят ответы «Просто так», «Нравится», а рассказ о том, что Вы, де, фотограф-пейзажист и Вас очень вдохновляет эта самая облупленная кирпичная стена, для некоторых «материалистов» окажется неубедительным.

Тут уж приходится импровизировать и называться, к примеру, студентом архитектурного вуза, собирающим материал для диплома, художником, пишущим картины по фотографиям и так далее и тому подобное. И раз уж так не просто иногда выходит со съемкой какой-нибудь избушки, то тревожный вопрос «А зачем это Вы моих детей снимаете?» в наши дни звучит вполне себе понятно и обосновано.

Потому для испытания себя на поприще репортажного портрета безопаснее, конечно, влиться в какой-нибудь праздник, в народную ярмарку, во всеобщее гуляние, где фотографирование – нормальный элемент происходящего события.

Однако, следует заметить, что далеко не всегда, фотографируя людей на улице, встречаешь неприязнь и подозрительность. Порою, заметив рядом фотографа, кто-нибудь обязательно заинтересуется и попросит его сфотографировать.

Не торопитесь, не убегайте, сделав беглый кадр, чтобы только отвязались, воспользуйтесь этим случаем. Раз уж человек сам согласен запечатлеться, то, возможно, будет не прочь немного вам подыграть; а уж отправить несколько фотографий на электронную почту – особого труда Вам не составит.

И в заключении, еще раз отмечу, что и в студии, и на улице решающее значение имеет тот момент, который Вы выберете для спуска затвора. Можно целый день провести в профессиональной студии и прозевать потрясающий кадр. А снимая на улице, после всего двух-трех неудачных дублей, сделать снимок, не оставляющий безразличным ни одного зрителя.

Сергей С. Ветров, Москва, 12 декабря 2010 г.

 

те
 

Как попасть на сайт «Фоторепортер»

 
 

Теперь сайт принимает и публикует фоторепортажи и статьи всех пользователей интернета.

Как попасть на сайт «Фоторепортер»

Фоторепортаж

Если сняли интересное событие, поделитесь увиденным со всеми. Опубликуйте его на «Фоторепортере»! Под каждым репортажем публикуются комментарии читателей, и тогда уж держитесь, отзывы не всегда бывают приятными.

  1. Нужно сделать маленькие привьюшки. Размер не более 400 px по длинной стороне.
  2. Отправить этот набор по адресу photoreport2008@photoreporter.ru (Внимание! Этот адрес будет время от времени меняться. Действующий адрес будет всегда публиковаться на странице «Репортажи»).
  3. Вам ответят быстро и скажут, будет ли ваш репортаж принят.
  4. Если ваш репортаж приняли, необходимо:
    1. ИЛИ подготовить фотографии самому. Как это сделать отписано ЗДЕСЬ (Статья «Как правильно подготовить фотографии для публикации в интеренете» http://photoreporter.ru/text/26/).
      • Обратите внимание, что для публикации необходимо два файла каждого снимка:
      • Если снимок горизонтальный - 850 px по длинной стороне (не более 200 к) + файл 350 px по длинной стороне (не более 30 к).
      • Если снимок вертикальный - 650 px по длинной стороне (не более 200 к) + файл 350 px по длинной стороне (не более 30 к).
      • Название файлам даем только латинскими буквами или цифрами такое как на примере:
        • большой файл - abcd1234.jpg
        • маленький файл - abcd1234m.jpg
      • Логотип ставится только на большой файл.
    2. ИЛИ прислать исходные файлы. Тогда мы подготовим их сами. Однако при этом возникнет небольшая задержка по времени.
  5. Так же прислать текст в формате .RTF или .TXT:
      • Место, дата съемки. Условия и оборудование (камера, объектив и т.д.).
      • Описание события. Приветсвуются добротные тексты большого объема, однако, достаточно будет даже 2-3 строчек.
  6. Складываем все в одну папочку, архивируем в .zip или .rar без пароля.
  7. Отправляем на photoreport2010@photoreporter.ru, где вас уже ждут.
  8. Через денек-другой ваш фоторепортаж появится на сайте «Фоторепортер».
  9. Важно! Если репортаж срочный, обязательно напишите об этом сразу. В журналистике часто бывают материалы, для публикации которых важна каждая минута. В таких случаях можно даже связаться со мной по ICQ 19082675 (Андрей Попов, он же papex).

Статья

Если вы написали статью, пришлите ее нам в формате .RTF или .TXT. Если ваша статья подойдет для нашего сайта, мы с удовольствием опубликуем ее в разделе «Статьи». Под каждым репортажем публикуются комментарии читателей, и тогда уж держитесь, обязательно найдутся люди, которые захотят с вами поспорить или распросить подробнее.

Наиболее интересные статьи, с вашего согласия, будут одновременно опубликованы в рассылке «Фотолюбитель» и их прочитают более 17 тысяч человек.

Важно!

Мы никогда не публикуем пиратские материалы! Во всех случаях вы должны гарантировать, что фотоматериалы или статьи изготовлены вами и не принадлежат больше никому. Вы должны гарантировать, что эти материалы не проданы третьим лицам на эксклюзивных правах, т.е., что вы имеете право их публиковать. В некоторых случаях мы можем попросить от вас письменную расписку.

Ваши материалы подписываются вашим именем, если вы захотите, то указывается адрес вашего сайта и e-mail, номер мобильного телефона.

За некторые материалы мы платим деньги.

После публикации на нашем сайте, вы остаетесь автором и правообладателем материалов и можете их публиковать или продавать в дальнейшем.

 

 
  Ваши письма присылайте на e-mail: sub@photoreporter.ru  
 
Рассылка 'Фотолюбитель Вопросы-ответы' Архив прошлых рассылок и форма быстрой подписки ЗДЕСЬ.
 
 
design & веб-программирование Андрея Попова 2002-2008
 
 
 

«Фоторепортер» 2005-2011. Автор Андрей Попов © 1997-2011. Дизайн Виктора Чернобая. © 2003 верстка и программирование «Industrial Internert» © 2005-2011

Внимание! Охраняется авторским правом. Данная публикация в целом или ее части не могут быть перепечатаны, воспроизведены или перенесены в любой форме или при помощи любых средств, включая электронные, механические, фотокопировальные, записывающие или иные без письменного разрешения автора.


В избранное