Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 07.11.2019


Вопросы и ответы

Архивы отчетности и форм для бухгалтера

В КонсультантПлюс появились архивы бухгалтерской и налоговой отчетности и форм документов. Они помогут быстро найти нужную форму за прошлый период.
Старые формы могут понадобиться, если бухгалтеру, например, нужно исправить ошибку в налоговой декларации за прошлый год или если работник запросил справку о доходах за прошлый период.
К формам даны комментарии по их заполнению и важные примечания.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 08.11.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Организация до 01.01.2019 применяла общий режим налогообложения (доходы учитывались методом начисления). С 01.01.2019 перешла на упрощенную систему налогообложения (доходы учитываются кассовым методом). Кроме того, организация является плательщиком налога на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости недвижимого имущества.

На основании решения суда во II квартале 2019 г. была уменьшена кадастровая стоимость недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2016, применяемая к отношениям, возникшим с 01.01.2017 по 31.12.2018. В связи с этим произведен перерасчет налога на имущество и сданы уточненные декларации по налогу на имущество за 2017 - 2018 гг.

В связи с переходом с общего режима налогообложения на упрощенный как необходимо отразить перерасчет налога на имущество:

- корректировкой и пересдачей деклараций по налогу на прибыль за период 2017 - 2018 гг.;

- доходом текущего периода в целях применения УСН?

Ответ:

Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 января 2012 г. N 10077/11, исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль организаций.

При этом также отмечается, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате соответствующего налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям статьи 252 Кодекса, и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Следовательно, учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога на имущество организаций, соответствующей положениям указанных норм Кодекса, не может квалифицироваться как ошибочный.

Таким образом, в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по налогу на имущество организаций в связи с выявлением излишне уплаченной суммы указанного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли организаций как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.

В случае перехода организации с текущего отчетного (налогового) периода на упрощенную систему налогообложения данный внереализационный доход будет учитываться в общеустановленном порядке в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением указанной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.08.2019 N 03-11-06/2/66836

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль безвозмездно полученных неотделимых улучшений в объекты ОС, произведенных с согласия арендодателя.

Ответ:

Согласно подпункту 32 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором.

Таким образом, стоимость капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором, не учитывается в составе облагаемых доходов у арендодателя при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Вместе с тем капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом (пункт 1 статьи 256 Кодекса).

Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 256 Кодекса, амортизируются в следующем порядке:

капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном главой 25 Кодекса;

капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В этой связи если стоимость капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором с согласия арендодателя, не подлежит возмещению арендодателем, то такие капитальные вложения не амортизируются у арендодателя.

Одновременно сообщается, что после истечения срока договора аренды либо расторжения договора аренды у собственника имущества (арендодателя) отсутствуют основания для повторной классификации и учета доходов, ранее определенных как доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 32 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.08.2019 N 03-03-06/1/66443

Вопрос:

О предоставлении отсрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов, недоимки по ним и задолженности по пеням и штрафам.

Ответ:

Отсрочка по уплате таких платежей может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить такие платежи в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом этих платежей возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Отсрочка по уплате указанных платежей предоставляется на основании заявления заинтересованного лица и документов, указанных в пунктах 5 - 5.3 статьи 64 Кодекса.

Органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочки, определены статьей 63 Кодекса.

Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ утвержден порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами.

Таким образом, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Кодекса, заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате имеющейся задолженности и представлением соответствующих документов, указанных в пунктах 5 - 5.3 статьи 64 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.08.2019 N 03-02-08/66505

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль денежных средств, полученных (возвращенных) при размещении (погашении) собственного векселя.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

При этом пунктом 12 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований.

Таким образом, несмотря на то что вексель является ценной бумагой, для векселедателя выданный вексель рассматривается как долговое обязательство. В этой связи денежные средства, полученные при первичном размещении векселя, а также денежные средства, возвращенные векселедателем при погашении векселя, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.08.2019 N 03-03-06/1/66439

Вопрос:

Об учете застройщиком в целях налога на прибыль денежных средств, полученных в рамках договора участия в долевом строительстве.

Ответ:

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.

Для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 НК РФ.

Согласно абзацу тринадцатому подпункта 14 пункта 1 указанной статьи НК РФ к таким доходам относятся средства целевого финансирования, в частности имущество, полученное в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Также положениями Федерального закона N 214-ФЗ предусматривается иной механизм финансирования строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с которым организации-застройщику предоставляется кредитной организацией целевой кредит на обеспечение строительной деятельности, а привлеченные денежные средства дольщиков аккумулируются на специальном счете эскроу, открытом в упомянутой кредитной организации.

Учитывая изложенное, в случае если при осуществлении указанной строительной деятельности налогоплательщик использует средства целевого кредита и не использует средства дольщиков, он не вправе применять норму абзаца тринадцатого подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.08.2019 N 03-03-06/1/65573

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде лизинговых платежей, если условиями договора лизинга на весь срок действия установлены различные цены за различные периоды времени.

Ответ:

В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи учитываются на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с учетом требований статьи 272 НК РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ для расходов в виде лизинговых платежей за принятое в лизинг имущество датой осуществления этих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, если условиями договора лизинга на весь срок его действия установлены различные цены за различные периоды времени, то расходы в виде лизинговых платежей в этом случае учитываются в целях налогообложения прибыли по цене, установленной договором на соответствующую дату (месяц, квартал).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.08.2019 N 03-03-06/1/65731

Вопрос:

АО является управляющей организацией двух организаций, имеющих статус территориальных сетевых организаций и осуществляющих деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии и по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям на территории.

В рамках исполнения обязательств перед потребителями услуг по доставке до их оборудования необходимого количества электрической энергии организации приобретают услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети у организации по управлению этой сетью - ПАО.

С января 2018 г. по текущее время ПАО не направляет счетов-фактур в адрес организаций. При этом стороны ежемесячно формируют акты об оказанных услугах с выделением сумм НДС, протоколы разногласий к указанным актам, в соответствии с которыми производится оплата услуг.

На основании указанного пакета документов суммы расходов на приобретение услуг ПАО с выделением суммы НДС ежемесячно отражаются в учете организаций.

Многочисленные обращения организаций к ПАО о необходимости выставления счетов-фактур оставлены без удовлетворения.

Обязанность ПАО при реализации оказанных им услуг выставить соответствующий счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг, предусмотрена п. 3 ст. 168 НК РФ.

По мнению АО, неисполнение ПАО своих обязанностей налогоплательщика не может являться основанием лишения организаций прав на применение налоговых вычетов по сделкам оказания услуг по передаче электрической энергии с целью уменьшения общей суммы НДС на основании имеющихся иных документов, подтверждающих оплату оказанных услуг, их стоимость и примененную ставку НДС.

Вправе ли организации применить вычеты по НДС при приобретении услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети на основании актов об оказанных услугах, протоколов разногласий к ним и платежных поручений, если ПАО отказывается (уклоняется) от выставления счетов-фактур согласно п. 3 ст. 168 НК РФ, что подтверждено перепиской сторон?

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычетам после принятия этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 1 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Таким образом, принятие покупателем к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), без наличия счетов-фактур Кодексом не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.08.2019 N 03-07-11/65748

Вопрос:

Об НДС при реализации банками физлицам слитков драгоценных металлов, а также при осуществлении банковских операций с драгоценными металлами.

Ответ:

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождаются операции по реализации драгоценных металлов в слитках банками лицам, не являющимся банками, при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков).

В настоящее время освобождение от налогообложения НДС операций по реализации слитков драгоценных металлов клиенту, осуществляемых банком, если слитки драгоценных металлов выданы клиенту из хранилища, Кодексом не предусмотрено.

Одновременно сообщается, что согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступающего в силу с 1 октября 2019 года, от обложения НДС освобождаются осуществляемые банками и банком развития - государственной корпорацией следующие банковские операции:

- привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), за исключением монет из драгоценных металлов;

- размещение привлеченных драгоценных металлов от своего имени и за свой счет;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в драгоценных металлах, за исключением монет из драгоценных металлов;

- осуществление переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.08.2019 N 03-07-14/65385

Вопрос:

Международный аэропорт (заказчик) заключил с организацией договор на оперативное и наземное обслуживание воздушных судов своих клиентов. Договоры с авиаперевозчиками, выполняющими в том числе и международные рейсы, заключены непосредственно с международным аэропортом, выступающим главным оператором. Местом оказания услуг является международный аэропорт. Прямых договоров с авиаперевозчиками на оказание вышеперечисленных услуг организация не заключает.

Правомерно ли применение организацией с 1 октября 2019 г. ставки НДС 0 процентов по услугам оперативного и наземного обслуживания воздушных судов, совершающих международные рейсы? Если да, то каким пакетом документов можно подтвердить обоснованность ее применения при отсутствии прямого контракта с перевозчиком?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2.12 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) производится по налоговой ставке в размере 0 процентов при реализации услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6.3 статьи 165 Кодекса установлено, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС в размере 0 процентов при реализации вышеуказанных услуг и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) договор или контракт (копия договора или контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание услуг;

2) акт или иные документы (их копии), подтверждающие оказание услуг и содержащие указание на маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

Таким образом, при реализации услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации, ставка НДС в размере 0 процентов применяется при условии представления в налоговый орган документов, поименованных в пункте 6.3 статьи 165 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2019 N 03-07-07/64901

Вопрос:

О налоге на прибыль при безвозмездном получении образовательным учреждением от иностранной организации права пользования ее имуществом в иностранном государстве.

Ответ:

Для целей налогообложения прибыли организаций в силу нормы статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации получение имущества в безвозмездное пользование является безвозмездным получением имущественного права.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности, а также в виде имущества, безвозмездно полученного организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, на осуществление образовательной деятельности.

Указанным подпунктом предусмотрено освобождение указанных в нем образовательных учреждений только при получении доходов в виде безвозмездно полученного имущества. Освобождение от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученных имущественных прав данной нормой не предусмотрено.

На основании подпункта 16 пункта 2 статьи 251 НК РФ имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, относятся к целевым поступлениям, которые также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Положения указанного подпункта пункта 2 статьи 251 НК РФ подлежат применению в случаях получения некоммерческими организациями безвозмездного права пользования имуществом казны на основании соответствующих решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, в которых указано целевое назначение передаваемого имущества.

Исключение из состава доходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходов в виде безвозмездно полученного от иностранной организации имущественного права пользования ее имуществом на территории иностранного государства положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено.

При этом следует иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (статья 7 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2019 N 03-03-06/3/63300

=============================================================================

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2019 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное